Грузовые перевозки
Сборные грузы
Международные грузовые перевозки. Сборные грузы.

Коносамент и чартер
как правовая основа морских перевозок

Сборные грузы | Доставка грузов | Авто перевозки | Международные перевозки | Транспортная логистика

   Грузовые перевозки Грузовые перевозки

Грузовые перевозки
Авто перевозки
Авиа перевозки
Морские перевозки
Международные перевозки
Мультимодальные перевозки

   Грузы Грузы

Сборные грузы
Доставка грузов
Страхование грузов

   Транспортные услуги Транспортные услуги

Транспортная логистика
Таможня
Проверка ГТД
Транспортные калькуляторы

   Все о грузоперевозках Все о грузоперевозках

Транспортное законодательство
Правила заполнения ГТД
Инкотермс - 2000
Грузоперевозчики
Транспортные термины
Полезные ссылки
Статьи
Скидки на грузоперевозки

 

Что необходимо знать о морских перевозках

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Кроме водного сообщения, такой документ не знают ни воздушные, ни автомобильные, ни железнодорожные перевозки. Это один из «мастодонтов», дошедших до нашего времени из эпохи парусного флота. Сегодня он имеет самое широкое применение.

Что такое коносамент?
Перевозчик, приняв груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в нескольких экземплярах особый транспортно-коммерческий документ, который называется коносаментом: Bill of Lading (англ.), Connaissement (франц.), Konossement (немец.), Conocimento (испан.).
Коносаменты выписывают на основе стандартных форм (бланков). Их разрабатывают и одобряют объединения судовладельцев, линейные судоходные компании и другие морские предприятия. Большинство коносаментов созданы под эгидой международной неправительственной морской организации БИМКО (Балтийский и Международный морской совет).
Это универсальный инструмент многоцелевого назначения, который выполняет следующие функции:
1. Служит распиской перевозчика в приеме груза, указанного в документе. При рассмотрении спора между отправителем (фрахтователем) и перевозчиком данные о грузе считаются достоверными, пока не доказано противоположное. Если же коносамент переходит к третьему лицу, то оспаривание его данных перевозчиком уже недопустимо.
2. Выступает доказательством наличия и содержания договора морской перевозки. Сам по себе документ не является договором, как часто полагают на практике. Ведь это не двусторонняя или многосторонняя сделка, а односторонний акт, подписываемый капитаном или иным уполномоченным представителем перевозчика. Однако в нем излагают основные условия договора перевозки.
3. Является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи, а также другие операции с товарами осуществляют с его помощью без физической передачи самих предметов договора. То есть коносамент, представляющий поименованные в нем товары, может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что данный документ, являясь ценной бумагой, имеющей хождение на рынке, выражает право собственности на конкретный указанный в нем груз.

Виды коносаментов
Если приему груза предшествует заключение между сторонами чартера, то, соответственно, выданный коносамент называется чартерным. Если же судно заранее не фрахтуют, чартер не составляют (что характерно для линейного судоходства), то перевозку осуществляют в соответствии с коносаментом, называемым линейным.
В зависимости от того, как в документе определено лицо, имеющее право на получение груза, коносамент бывает:
· именным: груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан;
· ордерным: в документе указано, что он выдан «по приказу отправителя» либо «приказу получателя», то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносаменте другим лицам. Обычно в коносаменте указывают, чьему приказу он составлен. Если такая запись отсутствует, считается, что он составлен «приказу отправителя»;
· предъявительским: в документе указано, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
Наибольшее распространение в международной торговле получили ордерные коносаменты.
Передача права на груз по ордерному коносаменту осуществляется по бланковым или именным надписям (индоссаментам), которые находятся на лицевой или оборотной стороне коносамента.
Бланковая надпись – подпись лица, распоряжающегося грузом, которая превращает ордерный коносамент в предъявительский. Если же после бланковой надписи учиняется именная надпись, то ордерный коносамент становится именным. Передачу документа от одного лица к другому по именной надписи осуществляют путем указания на коносаменте фамилии лица, которому его передают.
При наличии непрерывного ряда надписей на коносаменте груз выдают либо последнему указанному в нем конкретному лицу, либо предъявителю документа с бланковой надписью.

Порядок составления и выдачи коносамента.
Предложение заключить договор перевозки груза исходит от отправителя в форме составляемого в нескольких экземплярах погрузочного ордера. В нем указывают название судна, наименование и количество груза, вид упаковки, имеющиеся на грузе марки, наименование отправителя и получателя, порты отправления и назначения. После погрузки помощник капитана ставит подпись на одном из двух экземплров погрузочного ордера, который превращается, таким образом, в штурманскую расписку (mate`s receipt) – документ, подтверждающий прием груза на борт. Коносамент вручают отправителю в обмен на штурманскую расписку.
Коносамент выдают в нескольких экземплярах, которые составляют комплект (set of bills). Это делают в целях облегчения обращения коносамента и подстраховки отправителя от риска утраты пересылаемого документа. При выдаче груза по одному из экземпляров, остальные теряют силу (stand void).

Чистые коносаменты и гарантийные письма
Выданный перевозчиком коносамент свидетельствует о количестве принятого к перевозке груза, его внешнем виде и состоянии упаковки. Документ, в котором нет оговорок, ставящих под сомнение количество принятого к перевозке груза, указывающих на его ненадлежащее состояние и/ или дефекты упаковки, называется чистым коносаментом (Clean Bill of Lading).
Однако, если внешнее состояние груза или упаковки вызывает сомнение в отношении его сохранности, капитан вправе добавить соответствующую оговорку в коносамент: «мешки грязные» (bags dirty); «бочки текут» (barrels leaking) и т. п. Наличие замечания, делающего коносамент нечистым (foul Bill of Lading; claused Bill of Lading), снижает его доказательственную силу и значение в качестве товарораспорядительного документа. Банк может не принять его к обращению.
В этой связи грузоотправитель нередко предлагает компромисс – выдачу гарантийного письма на чистый коносамент. В гарантийном письме (letter of indemnity, back letter) отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, если они возникнут у последнего при сдаче груза получателю.
В практике может иметь место замена коносамента необоротным документом, аналогичным тому, что используют при иных способах транспортировки грузов, например, морской накладной. Она удобнее в обращении и в большей степени гарантирует безопасность от мошенничества. Однако в тех случаях, когда покупатель намерен продать груз, находящийся в процессе морской перевозки, необходим коносамент.

Понятие чартера
Чартер в самом широком смысле слова означает договор фрахтования транспортного средства, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.
Порядок заключения, а также форму договора фрахтования устанавливают транспортные уставы и кодексы.
В чартере обычно подробно излагают согласованные сторонами условия перевозки груза, а также обязанности сторон, предшествующие перевозке: характеристики, время и место подачи судна и т.д. Условия чартера становятся обязательными с момента его подписания, поэтому фрахтовщик-судовладелец несет предусмотренную договором ответственность за неподачу или опоздание судна.

Проформы чартеров
За время длительной практики фрахтования были выработаны обычно применямые условия чартера, что в дальнейшем привело к появлению более четырехсот стандартных форм (проформ). Они созданы старейшими и авторитетными организациями, такими, как Английская палата судоходства, основанная в 1877 г., и Балтийский Международный морской совет, основанный в 1905 г.
Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, арахиса, соли, фруктов и удобрений. Для некоторых грузов разработано по несколько чартеров в зависимости от направления грузопотоков. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, как правило, осуществляются на базе чартера «Дженкон».
Преимущество проформ чартеров заключается в том, что они учитывают интересы владельцев фрахтователей и судовладельцев. Большинство из них представляют собой своего рода компромиссные решения, полученные в результате длительных переговоров.
Применение проформ чартеров в значительной степени облегчает технику фрахтования судов. Практически все условия чартера сегодня можно обсудить по телефону, факсу и электронной почте.
Стороны при фрахтовании согласовывают стандартную проформу чартера и вносимые изменения. Впечатанный на машинке текст имеет преимущество перед типографским. Часто все изменения и дополнения содержатся в так называемом аддендуме (от англ. Addendum – приложение, дополнение).
Хотя фразеология некоторых статей чартеров кажется архаичной и не совсем ясной, в судебной практике не встречается затруднений в их толковании, а сам факт наличия именно таких формулировок свидетельствует об их жизненности.

Основные условия чартера
Круг условий, содержащихся в чартере, довольно широк. Ограничимся рассмотрением наиболее важных из них.
1. Субститут (substitute) – право судовладельца заменить поименованное судно другим, не обязательно однотипным, но имеющим сходные эксплуатационные характеристики, чтобы обеспечить перевозку обусловленного количества груза.
2. Мореходность (seaworthiness). Это означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным, крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса (tight, staunch and strong and in all respects fitted for the voyage).
3. Безопасный порт (safe port). В тех случаях, когда в чартере не обозначен порт (порты), делается оговорка, что он должен быть безопасным (прежде всего по природным условиям). Однако если в порту происходят какие-либо политические события (восстание, гражданская междоусобица) или военные действия, то он не является безопасным.
4. Так близко, как судно может безопасно подойти (as near as she can safely get). Данное условие указывают в тех случаях, когда судно по каким-либо обстоятельствам не может подойти непосредственно к месту грузовых операций.
5. Всегда на плаву (always afloat). Судно ни при каких условиях не обязано осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.
6. Сталийное время (laydays). В чартере указывают правила применения норм грузовых работ, способы расчета сталийного времени и т.д.
7. Демередж (demmurage). За простой сверх нормы судовладельцу должны быть возмещены затраты на содержание судна во время стоянки.
8. Сверхконтрсталия (detention). Обычно в чартерах предусматривается право фрахтователя держать судно на простое лишь 5-10 суток, после чего оно переходит на сверхконтрсталию. В этом случае фрахтователь обязан оплатить не только расходы судовладельца на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек, влекущих, в частности, невыполнение обязательств по отношению к другому фрахтователю.
9. Диспач (despatch). Если судно будет загружено или разгружено ранее предусмотренного договором времени, то фрахтователь имеет право на компенсацию усилий по досрочному завершению грузовых операций. Обычно диспач равен половине демереджа.
10. Канцеллинг (cancelling) – право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки в случае, если судно к определенному сроку не пришло в порт погрузки.

Тайм – чартер. Если фрахт по рейсовому чартеру оплачивают за перевозку груза, то арендная плата по тайм-чартеру (time-charter) связана с периодом времени, в течение которого судно находится в распоряжении фрахтователя. Тайм-чартер может охватывать определенный отрезок времени (от трех месяцев до нескольких лет). Плату по тайм-чартеру почти всегда производят авансом, обычно вперед за календарный месяц. Ее размер может быть указан в виде определенной суммы (люмпсум) или ставки в долларах (любой другой валюте) за тонну полного дедвейта судна в месяц. Оплачивая аренду, фрахтователь имеет право использовать все грузовые помещения судна, а также загружать его по установленной грузовой марке любыми законными грузами, за исключением тех, перевозка которых не допускается по условиям чартера.
По тайм-чартеру, если не предусмотрен определенный район плавания, например, Средиземное море, фрахтователь имеет право направить груз в любой безопасный порт мира. По специальному соглашению между сторонами район плавания может включать страны, в которых ведутся или могут начаться военные действия. В настоящее время такие ограничения иногда распространяются на страны с определенными политическими режимами.
Условия отдельных тайм-чартеров могут в значительной степени отличаться, но, как правило, остаются неизменными следующие положения:
1. Судовладелец оплачивает страхование корпуса судна и его машинной установки, текущий ремонт и снабжение продовольствием, заработную плату экипажу.
2. Фрахтователь оплачивает сверхурочные и некоторые дополнительные расходы; топливо, портовые и другие сборы, взимаемые в портах захода; все расходы по грузовым операциям.
3. Если во время нахождения в тайм-чартере судно окажет услуги по спасанию, то причитающееся спасательное вознаграждение распределяют в равных долях между судовладельцем и фрахтователем.

Бербоут-чартер – договор фрахтования судна без экипажа (от англ. bare-boat charter – фрахтование «голого» судна).
Предметом бербоут-чартера также служит предоставление во временное пользование судна, однако без оказания услуг экипажем. Следовательно, бербоут-чартер – договор найма (аренды) судна. От обычного имущественного договора, регулируемого нормами общегражданского законодательства, он отличается тем, что судно предоставляют как плавучее сооружение для торгового мореплавания.
По договору бербоут-чартера вознаграждение за спасение на море безраздельно принадлежит фрахтователю, и судовладелей не имеет права на получение его части (в отличие от условий тайм-чартера).
Часто в практике договор фрахтования судна без экипажа называют димайз-чартером (demise-charter). Фактически это то же, что и бербоут-чартер.
Одним из преимуществ бербоут-чартера является возможность фрахтователя поменять флаг судна на «удобный». О практике «удобных флагов» как разновидности оффшора поговорим в следующем выпуске.


В.Н.Гуцуляк,
Доктор юридических наук, профессор,
руководитель Центра морского права, г. Москва
Июнь, 2003 г., «Услуги и цены»

Дополнительная информация:

Услуги:




На главную     Грузовые перевозки     Доставка грузов     Сборные грузы     Таможня     Скидки

Scania Iveco Volvo Kenworth Mack

 

Грузовые перевозки © 2005

http://www.atrans.ru/

Rambler's Top100