Грузовые перевозки
Сборные грузы
Международные грузовые перевозки. Сборные грузы.

Везущие риски

Сборные грузы | Доставка грузов | Авто перевозки | Международные перевозки | Транспортная логистика

   Грузовые перевозки Грузовые перевозки

Грузовые перевозки
Авто перевозки
Авиа перевозки
Морские перевозки
Международные перевозки
Мультимодальные перевозки

   Грузы Грузы

Сборные грузы
Доставка грузов
Страхование грузов

   Транспортные услуги Транспортные услуги

Транспортная логистика
Таможня
Проверка ГТД
Транспортные калькуляторы

   Все о грузоперевозках Все о грузоперевозках

Транспортное законодательство
Правила заполнения ГТД
Инкотермс - 2000
Грузоперевозчики
Транспортные термины
Полезные ссылки
Статьи
Скидки на грузоперевозки

 

Везущие риски

(Часть статьи, представленной в № 35 журнала «Компания»)

Между тем к ударам судьбы большинство российских компаний продолжают относиться с явным фатализмом. Александр Пресняков выражает общее мнение: «Риски никак сократить нельзя - можно только застраховать. Иначе их давно бы сократили сами перевозчики. Но это невозможно. Потому что воруют все, даже охрана. Именно поэтому Россия и считается ненадежной». В отличие от западных стран, где страховой полис является обязательным элементом любого транспортного бизнеса, в России страхование до сих пор рассматривается как излишество, которым вполне можно пренебречь. По оценкам экспертов Всероссийского союза страхования, в настоящее время страхуется не более 12% грузоперевозок, а сборы по этому виду страхования составляют лишь около 3 - 4% всех премий российских страховщиков.

Столь низкий интерес к услугам страховых компаний объясняется не только традиционным «авось». В российских компаниях широко используются альтернатив­ные варианты обеспечения безопасности грузов. Отправители нанимают вооруженную охрану, принимают дополнительные меры по упаковке, тщательно отбирают перевозчика. Однако иногда всех этих мер оказывается недостаточно. И при отсутствии страховки убытки могут легко поставить под угрозу существование одновременно и отправителя и перевозчика, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных партиях дорогостоящих товаров. По словам замглавы дирекции страхования грузов «НИКойл-Страхования» Ирины Чистяковой, этим объясняется сложившееся соотношение между двумя основными видами транспортного страхования - грузовым и страхованием ответственности перевозчика. Последнее пользуется гораздо большей популярностью, так как относительно дешевле и позволяет перевозчикам снять с себя значительную долю ответственности за сохранность груза. Впрочем, иногда страхование ответственности осуществляется «партизанскими» методами. Перевозчики создают что-то вроде «фонда самострахования». С клиентов берут деньги за страхование и аккумулируют их в собственном фонде, не прибегая к услугам страховщика. В случае неприятностей перевозчики компенсируют владельцу груза убытки именно из такого фонда. По мнению Чистяковой, этот метод действует до первого крупного убытка, который приходится компенсировать, после чего перевозчики чаще всего задумываются о страховании своих рисков и рисков клиентов в страховой компании.

В страховании перевозок грузов можно выделить две главные черты. Во-первых, основную долю в общие сборы российских страховщиков по страхованию грузов вносят экспортно-импортные перевозки. В последние годы в страховании грузов преобладало страхование перевозок по импорту - 45 - 50%, а на внутренние и экспортные перевозки приходилось 30 - 35% и 5 - 10% соответственно. Эти пропорции объясняются просто: внешнеторговые контракты предусматривают обязательное страхование груза продавцом или покупателем. Внутренние перевозки, объективно гораздо более рискованные, имеют, как правило, минимальное страховое покрытие, либо вовсе никакого. Во-вторых, существует довольно узкая группа товаров, обычно с высокой удельной стоимостью, на страхование которых приходится большая часть заключаемых контрактов. Чаще всего в страховые компании обращаются для страхования перевозки пищевых продуктов, потребительских товаров, промышленного оборудования, компьютеров, бытовой и оргтехники. Обычно страхование по этим видам товаров идет на условиях «с ответственностью за все риски». По оценке статс-секретаря «Росгосстраха» Игоря Игнатьева, стоимость полиса «с ответственностью за все риски» на российском рынке сейчас составляет 0,1 - 0,4% от стоимости груза.

Причины «нестраховки»

Основными причинами нежелания страховать перевозки страховщики считают два широко распространенных заблуждения. Первое - «со мной этого не случится». Второе - «страховка ничего не гарантирует, а стоит дорого». И если с первым заблуждением любая компания рано или поздно расстается, то второе имеет гораздо более устойчивый характер, поскольку отчасти основывается на реальных фактах. Неопытность страхователей может сыграть с ними очень злую шутку и надолго отбить желание продолжать отношения со страховщиками. Страховка действительно покрывает далеко не все, а только те риски и объекты, которые включены в полис. При этом в случае наступлении «страхового случая» крайне важно выполнить все требования страхового полиса. Любое отступление от норм может стать поводом для отвода требований страхователя.

В России, кроме того, достаточно остро стоит проблема адекватного расчета стоимости страхования. Цена полиса напрямую зависит от точности актуарных сведений по данному виду страхования и коэффициентов, выведенных на их основании. «Статистику о перевозимых грузах, объемах, стоимости, наиболее частых причинах возникающего ущерба и другую информацию страховым компаниям приходится собирать самостоятельно», - рассказывает Чистякова. По ее словам, такие данные не публикуют и между страховыми компаниями не налажен обмен информацией. Поэтому страховые тарифы чаще всего рассчитывают, опираясь только на собственный опыт и котировки западных перестраховщиков Munich Re, General & Cologne Re, Swiss Re, которые являются для данного вида страхового бизнеса «высшей инстанцией». Дело в том, что российские страховщики зачастую играют роль так называемой фронтирующей компании, передавая на Запад до 100% риска. Кроме того, значительная часть контрактов по страхованию грузов российскими отпра­вителями и получателями страхуется напрямую в иностранных компаниях, которые не всегда адекватно оценивают уровень рисков для российских клиентов. В результате стандартный тариф по страхованию может колебаться от 0,05% до 0,7% от страховой суммы.

Несмотря на эти ограничения, российские страховщики в целом оптимистично оценивают перспективы транспортного страхования. По мнению заместителя директора информационно-аналитического центра ОСАО «Ингосстрах» Алексея Зубца, ситуация со страхованием грузов начинает постепенно меняться. Основным фактором, способствовавшим росту числа контрактов в 2002 году, стало изменение налогового законодательства, благодаря которому компании получили право включать выплаченные страховые премии в себестоимость то варов и услуг. В результате в 2002 году общий сбор премии по страхованию грузов вырос до 13 млрд. руб. (в 2001-м - 8,3 млрд).

К инвестору лицом

Несмотря на все описанные трудности, в будущем транспортники ожидают только рост объемов перевозок и развитие всех видов транспорта. «Наше будущее, - говорит Семен Резерв, - это совместное использование различных видов транспорта. Мультимодальность перевозок будет только усиливаться. Например, после того как компания СЕТКА (Сибирская единая транспортная компания) пустила паром на Каспии, возить груз из Туркмении в Россию стало в два раза дешевле». Софья Каткова также видит будущее только за частными инвестициями в отрасль. «Дайте нам льготное налогообложение, льготное шлюзование и низкие портовые сборы, - говорит она. - Чтобы инвестиции окупались за 5 лет, а не за 15». И, похоже, что чиновники готовы повернуться к инвесторам лицом. По словам Семена Резера, «вся реформа МПС затеяна из-за того, что по-другому уменьшить риски перевозок уже невозможно». А Минтранс заканчивает работу над «Транспортной стратегией России». Вместе с ней разрабатывается и подробный комплекс мероприятий по уменьшению государственного влияния и стимулированию инвестиций в транспортную систему страны.

алексей зайко, павел арабов

Журнал «Компания» № 35, 15 сентября 2003 г.

Полезная информация:

Услуги:




На главную     Грузовые перевозки     Доставка грузов     Сборные грузы     Таможня     Скидки

Scania Iveco Volvo Kenworth Mack

 

Грузовые перевозки © 2005

http://www.atrans.ru/

Rambler's Top100