Грузовые перевозки
Сборные грузы
Международные грузовые перевозки. Сборные грузы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ,
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

Сборные грузы | Доставка грузов | Авто перевозки | Международные перевозки | Транспортная логистика

   Грузовые перевозки Грузовые перевозки

Грузовые перевозки
Авто перевозки
Авиа перевозки
Морские перевозки
Международные перевозки
Мультимодальные перевозки

   Грузы Грузы

Сборные грузы
Доставка грузов
Страхование грузов

   Транспортные услуги Транспортные услуги

Транспортная логистика
Таможня
Проверка ГТД
Транспортные калькуляторы

   Все о грузоперевозках Все о грузоперевозках

Транспортное законодательство
Правила заполнения ГТД
Инкотермс - 2000
Грузоперевозчики
Транспортные термины
Полезные ссылки
Статьи
Скидки на грузоперевозки

 

ATrans -> Законодательство -> ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

                     V. Перевозка в прямом смешанном
                     железнодорожно-водном сообщении
                   с участием других видов транспорта.


        81. Пароходства   обязаны   осуществлять   перевозки    грузов,
   пассажиров и   багажа  в  тесном  взаимодействии  с  другими  видами
   транспорта - железнодорожным,  речным,  автомобильным  и  воздушным,
   организуя систему прямых смешанных сообщений (железнодорожно-водных,
   железнодорожно-водно-автомобильных, водно-автомобильных,     а     в
   необходимых случаях  -  водно-воздушных сообщений) и прямого водного
   сообщения (с  участием  пароходств  Министерства  морского  флота  и
   Министерства речного  флота).  Грузы  в  прямом  смешанном сообщении
   принимаются к перевозке  по  плану,  утвержденному  в  установленном
   порядке.

        Перевозка в  прямом смешанном сообщении производится по единому
   транспортному документу,  составленному  на  весь  путь  следования.
   Формы перевозочных   и   передаточных   документов   и   правила  их
   составления устанавливаются  совместно Министерствам морского флота,
   Министерством путей сообщения и Министерством речного флота.

        82. Перевозка   грузов  в  прямом  смешанном  и  прямом  водном
   сообщении производится на основании настоящих Общих  правил,  Устава
   железных дорог   СССР   (раздел   V),   Устава  внутреннего  водного
   транспорта СССР  (раздел  VIII)  и правил,  издаваемых в их развитие
   совместно Министерством морского флота, Министерством речного флота,
   Министерством  путей сообщения при участии в соответствующих случаях
   Министерства автомобильного транспорта,  а по  перевозкам  в  прямом
   водном  сообщении  -  Министерством  морского  флота и Министерством
   речного флота.

        В части,  не предусмотренной настоящим разделом Общих правил, и
   изданными в  его  развитие  специальными  правилами,  при  перевозке
   грузов в  прямом  смешанном  и  прямом  водном сообщении на морском,
   железнодорожном, речном,  автомобильном   и   воздушном   транспорте
   применяются нормы кодексов,  уставов,  правил и тарифов, действующих
   на соответствующем виде транспорта.

        Перевозка пассажиров и  багажа  в  прямом  смешанном  сообщении
   производится на  основании  особых  соглашений Министерства морского
   флота с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

        83. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:

        а) все  железнодорожные  станции,  открытые  для  операций   по
   грузовым перевозкам;

        б) морские речные порты и пристани по списку,  устанавливаемому
   Министерством морского флота и Министерством речного флота;

        в) транспортно-экспедиционные   конторы   железных   дорог    и
   пароходств;

        г) автохозяйства,    действующие    на   основании   соглашений
   Министерства автомобильного   транспорта   с   Министерством   путей
   сообщения, Министерством  морского  флота  и  Министерством  речного
   флота.

        В прямое водное  сообщение  включаются  морские  порты,  речные
   порты, пристани  и транспортно-экспедиционные конторы пароходств  по
   списку, устанавливаемому    Министерством    морского    флота     и
   Министерством речного флота.

        Порты, пристани,  транспортно-экспедиционные  конторы  железных
   дорог и  пароходств  и  автохозяйства  Министерства   автомобильного
   транспорта считаются  включенными в прямое смешанное и прямое водное
   сообщение после опубликования об этом в Сборниках правил перевозок и
   тарифов, издаваемых  соответственно  Министерством  путей сообщения,
   Министерством морского  флота,   Министерством   речного   флота   и
   Министерством автомобильного транспорта.

        84. Министерство путей сообщения,  Министерство морского флота,
   Министерство речного флота и Министерство автомобильного  транспорта
   могут по  согласованию  между  собой  принимать  грузы к перевозке в
   прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении  сверх
   плана.

        85. В   пунктах   перевалки  транспортные  предприятия  обязаны
   обеспечивать бесперебойную и равномерную  подачу  вагонов,  судов  и
   автомобилей под   погрузку   перевалочных  грузов,  широко  развивая
   перевалку грузов по прямому варианту ( без выгрузки в склад).

        Железные дороги  обязаны восполнять неподачу вагонов,  а речные
   или морские пароходства - недопредъявление грузов или недогруз их  в
   отдельные  дни  первой  или  соответственно второй половины месяца в
   последующие дни данной половины месяца.  Железные дороги,  станции и
   пароходства,   порты,   пристани   в  случае  неподачи  по  их  вине
   перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов
   обязаны по требованию соответственно пароходства,  порта, пристани и
   железной дороги,  станции (при наличии груза) выделять  перевозочные
   средства для восполнения невыполненной части плана (нормы) в течение
   следующего месяца.

        Порядок выделения    перевозочных   средств   для   восполнения
   недогруза устанавливается  по  согласованию  между  соответствующими
   транспортными организациями.

        86. Грузоотправители  обязаны  предъявлять  груз  к перевозке в
   прямом водном и прямом смешанном  железнодорожно-водно-автомобильном
   сообщении в  таре,  обеспечивающей  его  сохранность при перевалке и
   следовании в  подвижном  составе  железных   дорог,   автомобильного
   транспорта и в судах пароходства.

        Условия упаковки   грузов,   перевозимых   в  прямом  смешанном
   железнодорожно-водно-автомобильном сообщении,  предусматриваются   в
   государственных стандартах.

        87. Грузы,  следующие  в прямом смешанном железнодорожно-водном
   сообщении и  в  прямом  водном  сообщении  взвешиваются  в   пунктах
   перевалки при  передаче  их с железнодорожного на водный транспорт и
   обратно или с морского на речной транспорт и обратно  по  требованию
   стороны, принимающей груз:

        на вагонных весах - средствами железных дорог;

        на товарных   весах   -   средствами   портов   или  пристаней,
   производящих перевалку.

        Тарные и штучные грузы,  принятые к перевозке  по  стандартному
   весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте
   и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре,  передаются с одного
   вида транспорта на другой без взвешивания,  по счету мест, и в таком
   порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.

        88. Грузы лесные,  тяжеловесные, машины, станки, оборудование и
   другие штучные  грузы,  перевозимые  железными  дорогами на открытом
   подвижном составе, а также иные грузы в соответствии со специальными
   правилами допускаются  к  перевозке  на  палубах  морских  судов без
   согласования с грузоотправителем.

        89. Груза,  перевозимые наливом в цистернах,  живность,  грузы,
   сопровождаемые проводниками,   лес,  следующий  по  водным  путям  в
   плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые  вещества  к
   перевозке в   прямом   смешанном  железнодорожно-водно-автомобильном
   сообщении не принимаются.

        Перечень скоропортящихся,  огнеопасных и  легкогорючих  грузов,
   принимаемых к   перевозке   в   прямом  смешанном  и  прямом  водном
   сообщении, и особые условия их перевозки устанавливаются  правилами,
   издаваемыми совместно  Министерством  морского флота,  Министерством
   речного флота и Министерством путей сообщения.

        90. Перевозка грузов в контейнерах Министерства путей сообщения
   СССР, Министерства  морского флота СССР,  Министерства речного флота
   РСФСР в    прямом    смешанном    железнодорожно-водно-автомобильном
   сообщении и  прямом  водном сообщении осуществляется между пунктами,
   открытыми для производства операций с контейнерами.

        91. Сроки начала приема грузов портами и пристанями от железных
   дорог и  морских  пароходств  и  морскими  пароходствами  от  речных
   пароходств и  железных  дорог  в  пунктах  перевалки  при   открытии
   навигации и  сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации
   сообщаются речным  пароходствами  по  телеграфу управлениям железных
   дорог и морских пароходств перевалки,  а  морскими  пароходствами  -
   речным пароходствам и железным дорогам перевалки.

        Эти сроки публикуются в Сборниках правил  перевозок  и  тарифов
   морского транспорта и речного транспорта.

        92. Грузы,  принятые станцией отправления до объявленного срока
   окончания приема их к перевозке водным транспортом, и доставленные в
   пункты перевалки с соблюдением сроков доставки,  принимаются портами
   и пристанями перевалки от железной дороги беспрепятственно.

        В тех случаях, когда в связи с прекращением навигации прибывшие
   без просрочки  в  пункт  перевалки  грузы не могут быть доставлены в
   пункт назначения речным или морским транспортом,  порты  и  пристани
   обязаны принять   груз   от   железной   дороги   и  потребовать  от
   грузоотправителя указания    о   переадресовке   груза   по   новому
   назначению.

        Грузы, принятые   железной  дорогой  после  объявленного  срока
   окончания приема  грузов  к   перевозке   водным   транспортом   или
   доставленные с   просрочкой   в   пункт   перевалки  после  закрытия
   навигации, могут сдаваться порту или пристани,  с  их  согласия,  на
   хранение.

        93. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном
   сообщении и оставшиеся  в  портах  и  на  пристанях  после  закрытия
   навигации должны  быть  погружены  портом  (пристанью)  и отправлены
   железной дорогой по назначению.

        В таком же порядке железные дороги обязаны принять к  перевозке
   грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и
   направляемые грузовладельцам на железнодорожные станции назначения.

        Сроки доставки этих грузов соответственно удлиняются  на  время
   задержки груза в портах и на пристанях.

        94. При     перевозке     грузов     в     прямом     смешанном
   железнодорожно-водном или в прямом   смешанном   водно-автомобильном
   сообщении перевалочные   работы  в  пунктах  перевалки  производятся
   средствами портов или пристаней.

        При перевозке грузов в  прямом  водном  сообщении  перевалочные
   работы производятся:   на   причалах   и  рейдах  морских  портов  -
   средствами морских портов;  на причалах и рейдах речных  портов  или
   пристаней - средствами речных портов или пристаней.

        В пунктах  перевалки,  где  имеются  причалы  и рейды морских и
   речных портов,  распределение между ними обязанностей  по  перевалке
   грузов производится  по  согласованию  между  Министерством морского
   флота и Министерством речного флота.

        95. Вагоны, подаваемые в порт, должны быть чистыми и исправными
   в техническом и коммерческом отношениях.

        Оборудование вагонов  и  судов  для  перевалки  и  перевозки  в
   несколько ярусов тяжеловесных,  громоздких и длинномерных грузов,  а
   также крепление  грузов  на  железнодорожном  подвижном составе и на
   судах производится портом или пристанью.

        Оборудование судов при перевалке в морских  или  речных  портах
   производится силами   морских   и   речных   портов,  осуществляющих
   перевалочные работы.

        Необходимые материалы    для    оборудования    и     крепления
   предоставляются грузоотправителем.

        Оборудование печами  вагонов для перевозки овощей и фруктов,  а
   также овощных и фруктовых консервов производится железной дорогой.

        Стоимость произведенных портом или пристанью работ и  сборы  за
   оборудование станций  вагонов  печами  включаются  в  накладную  для
   взыскания их с грузополучателя.

        96. Железнодорожные  пути  в  морских  и  речных   портах   или
   пристанях, предназначенные для перевозки грузов,  следующих в прямом
   смешанном железнодорожно-водном  сообщении,   принадлежат   железной
   дороге.

        Строительство и реконструкция этих путей производится железными
   дорогами по проектам, согласованным с портом или пристанью.

        Строительство и  реконструкция  складов,  предназначенных   для
   приема и   отправления   грузов,   следующих   в   прямом  смешанном
   железнодорожно-водном сообщении,  производятся  морскими  и  речными
   портами или  пристанями  по  проектам,  согласованным  с Управлением
   железной дороги.

        Содержание и ремонт  весов  (кроме  вагонных)  на  перевалочных
   пунктах производятся  речными пароходствами и портами.  Содержание и
   ремонт вагонных весов производятся железными дорогами.

        97. Ответственность  за  целость и сохранность груза до момента
   фактической передачи лежит на слдающей стороне,  а после фактической
   передачи - на принимающей стороне.

        Снятие пломб с груженых вагонов,  подаваемых  в  порты  или  на
   пристани под выгрузку,  а равно пломбирование вагонов, загруженных в
   портах или на пристанях грузами,  перевозимыми  в  прямом  смешанном
   железнодорожно-водном сообщении, производятся железной дорогой.

        98. Условия  работы  перевалочных пунктов определяются узловыми
   соглашениями, заключаемыми сроком на  3  года  соответственно  между
   железной дорогой  и  пароходством  (портом),  автохозяйством,  а при
   прямом водном сообщении - между морскими и речными пароходствами.

        99. Начальник  станции  и  начальник   порта   (пристани)   или
   автостанции (агентства, автохозяйства) по взаимному соглашению могут
   сгущать подачу вагонов и автомобилей и предъявлять грузы в размерах,
   превышающих суточную норму перевалки.

        100. Учет  выполнения  плановой нормы перевалки производится по
   специальным учетным карточкам,  отдельно по грузам,  передаваемым  с
   водного на  железнодорожный транспорт,  с железнодорожного на водный
   транспорт, с морского на речной транспорт и обратно.

        Форма учетной карточки и порядок ее составления устанавливаются
   Министерством путей   сообщения,   Министерством   морского   флота,
   Министерством речного   флота   и    Министерством    автомобильного
   транспорта.

        101. Сроки   доставки   грузов   определяются  по  совокупности
   перевозок их железнодорожным,  водным и автомобильным транспортом  и
   исчисляются на  основании  правил,  действующих  на железнодорожном,
   водном и автомобильном транспорте.

        102. За невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом
   смешанном железнодорожно-водном   сообщении,   железные   дороги   и
   пароходства несут материальную ответственность.

        Железные дороги  несут  ответственность  в   случаях   неподачи
   порожних или груженых вагонов по  среднесуточной  или  сгущенной  на
   данные сутки норме.

        Пароходства несут  ответственность   в   случаях   невыполнения
   среднесуточной или  сгущенной  на  данные  сутки  нормы погрузки или
   нормы выгрузки вагонов за каждые сутки.

        Железные дороги и пароходства освобождаются от  ответственности
   за невыполнение  в  отдельные  дни среднесуточной нормы предъявления
   груза к перевалке:

        а) при невыполнении норм перевалки данных  суток  в  результате
   сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;

        б) при  восполнении  железной  дорогой,  портом или пристанью в
   течение первой или соответственно второй  половины  месяца  недодачи
   вагонов или  недогрузов,  допущенных в отдельные дни данной половины
   месяца.

        103. За невыполнение среднесуточной плановой или  согласованной
   сгущенной нормы  перевалки  грузов,  следующих  в  прямом  смешанном
   железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона уплачивает штраф в
   установленном размере.

        104. Морские  и  речные  пароходства  несут  ответственность за
   невыполнение месячной   нормы   перевалки,   уплачивая    штраф    в
   установленном размере  за  каждую тонну непредъявленного к перевалке
   или непринятого груза.

        105. Ответственность железных дорог и пароходств за сохранность
   принятых к  перевозке грузов определяется уставами,  действующими на
   железнодорожном и водном транспорте.

        При установлении виновности  железной  дороги  и  пароходств  в
   недостаче груза ответственность несут соответственно железные дороги
   и пароходства.

        Претензии и иски,  вытекающие из перевозок в  прямом  смешанном
   железнодорожно-водном сообщении,  предъявляются  железной дороге или
   пароходству, когда конечным пунктом является порт.

        106. Плата  за   перевозку   грузов   в   смешанном   сообщении
   взыскивается в следующем порядке:

        а) по отправкам с железной дороги:  на станции отправления - за
   протяжение железнодорожного пути всех железных дорог,  участвующих в
   перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего водного пути;

        б) по отправкам из портов или пристаней:  в пункте  отправления
   - за протяжение водного пути всех речных или соответственно  морских
   пароходств, участвующих  в  перевозке,  и  в  пункте назначения - за
   протяжение железнодорожного пути;

        в) по отправкам из морских портов при перевозке в прямом водном
   сообщении: в морском порту отправления - за протяжение морского пути
   и в пункте назначения - за протяжение внутреннего водного пути;

        г) по отправкам из речных портов или пристаней в прямом  водном
   сообщении: в   речном  порту  или  пристани  отправления  -  за  все
   протяжение внутреннего водного пути и в морском порту  назначения  -
   за все протяжение морского пути.

        При отправлении   груза  из  портов  или  пристаней  в  пунктах
   отправления, кроме провозной  платы,  взыскиваются  также  сборы  за
   перевалку.

        По отправкам    с    водных    пунктов,    где    не    имеется
   портово-пристанского аппарата,  плата  взыскивается  за   протяжение
   всего водного пути на станции, в порту или пристани назначения.

        Причитающиеся автохозяйствам     Министерства    автомобильного
   транспорта провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы
   не включаются  и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя
   непосредственно по счетам автохозяйства.

        Сборы за перевозку перевалочных грузов автотранспортом из порта
   или пристани  на  станцию  или  обратно  включаются станцией в сумму
   платежей, причитающихся    железной    дороге,    а    расчеты     с
   автотранспортной организацией за эти перевозки производятся железной
   дорогой.

        107. Расчеты  между  железными  дорогами  и  пароходствами   по
   платежам и   сборам   за   перевозку   грузов   в  прямом  смешанном
   железнодорожно-водном сообщении   осуществляются   в    безакцептном
   порядке.

        108. Перевалка  грузов  прямого  водного  сообщения  в  пунктах
   передачи производится при наличии порожних морских и речных судов  с
   борта на борт.

        При отсутствии  свободного  тоннажа порт или пристань передачи,
   на обязанности которых лежит перевалка грузов,  должны выгрузить  их
   из судов в свои склады.



                   VII. Ответственность перевозчика,
                  грузоотправителей и грузополучателей.
                         Акты, претензии и иски.


        120. Перевозчик,  грузоотправители  и   грузополучатели   несут
   материальную  ответственность  по  перевозкам  грузов  и  буксировке
   плотов в соответствии с действующим законодательством  и  настоящими
   Общими правилами.

        Всякие соглашения    перевозчика   с   грузоотправителями   или
   грузополучателями,   имеющие   целью    изменить    или    устранить
   ответственность,  возложенную на перевозчика,  грузоотправителей или
   грузополучателей,  считаются недействительными,  и всякие отметки об
   этом в перевозочных документах, не предусмотренные настоящими Общими
   правилами, не имеют силы.

        121. За  невыполнение  месячного  плана  перевозок (буксировок)
   перевозчик и грузоотправитель несут материальную ответственность.

        Грузоотправитель, не  предъявивший груз (плоты) к перевозке или

   предъявивший  груз   (плоты)   в   меньшем   количестве,   чем   это
   предусмотрено  месячным  планом,  а  в  надлежащих случаях графиком,
   обязан уплатить перевозчику  при  перевозках  в  большом  или  малом
   каботаже  штраф  в  размере  100%,  а  при  перевозке  экспортных  и
   импортных грузов на нелинейных и линейных судах -  соответственно  в
   размере  50 и 40%  провозной платы за все непредъявленное количество
   груза (плотов).

        Если грузоотправитель   предъявил   груз   в   состоянии,    не
   соответствующем правилам  морской  перевозки,  и  не  привел  его  в
   надлежащее состояние в срок,  установленный судо-часовыми нормами на
   погрузочно-разгрузочные работы, такой груз считается непредъявленным.

        Предъявление груза  в  состоянии,  не  соответствующем правилам
   перевозки, удостоверяется актом, подписываемым обеими сторонами.

        122. Перевозчик,  не подавший судно согласно месячному плану, в
   надлежащих случаях - графику, обязан уплатить грузоотправителю штраф
   при перевозках в большом и малом каботаже - в размере  100%,  а  при
   перевозках экспортных  и  импортных  грузов на нелинейных и линейных
   судах - соответственно в размере 50 и 40%  провозной  платы  за  все
   непринятое количество  груза  (плотов),  приготовленное  к  отправке
   (буксировке) на данном судне.

        123. За опоздание в подаче судна против  сроков,  установленных
   графиком (сверх   допускаемого   пунктом   отклонения),   перевозчик
   уплачивает грузоотправителю штраф в следующих размерах:

        а) при  перевозках  в  малом   каботаже   в   размере   ставок,
   предусмотренных для   этих   случаев   тарифами,   причем  в  случае
   восполнения в течение месяца пароходством  неподачи  тоннажа  против
   графика указанный штраф снижается на одну треть;

        б) при  перевозках  в большом каботаже и в заграничном плавании
   пароходство уплачивает грузоотправителю в  течении  первых  5  суток
   опоздания штраф  за  каждые  сутки в размере суточной ставки штрафа,
   предусмотренной за  простой  судов.  при  перевозках  экспортных   и
   импортных грузов  на  линейных судах за опоздание линейного судна до
   трех суток против  срока,  установленного  в  расписании,  провозная
   плата снижается на 10%.

        По истечении пяти (при перевозках экспортных и импортных грузов
   на линейных судах - трех)  суток  опоздания  грузоотправитель  имеет
   право заявить  о намерении использовать судно со снижением провозной
   платы. Размер  снижения   провозной   платы   в   большом   каботаже
   определяется соглашением  сторон,  и  при  перевозках  экспортных  и
   импортных грузов  на  нелинейных   и   линейных   судах   составляет
   соответственно 10 и 15%.

        Грузоотправитель вправе   вместо   этого  вовсе  отказаться  от
   использования судна и взыскать с пароходства штраф за неподачу судна.

        124. Штраф  за  невыполнение   плана   перевозок   (буксировок)
   исчисляется, исходя  из  недогруза  или  неподачи тоннажа в итоге за
   месяц.

        При наличии  графика   штраф   за   неподачу   судов   или   за
   непредъявление грузов  (плотов) к перевозке (буксировке) исчисляется
   по каждому судну (плоту), предусмотренному графиком.

        125. Перевозчик  и  грузоотправитель  освобождаются  от  уплаты
   штрафа за   невыполнение   месячного   плана  (графика)  в  случаях,
   предусмотренных действующим законодательством.

        Перевозчик освобождается от штрафа при перевозке во всех  видах
   плавания, если  тоннаж  не мог быть подан или был подан с опозданием
   вследствие задержки судна сверх  нормы под погрузкой  или  выгрузкой
   грузов ( того же грузоотправителя, которому перевозчик обязан подать
   судно, или  задержки  судов  при  погрузке   или   выгрузке   грузов
   грузоотправителями или   грузополучателями,   подчиненными  тому  же
   территориальному органу,  что  и  организация,  которой   перевозчик
   обязан подать судно под погрузку).

        126. Перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза (плота),
   а также за задержку в его сдаче, если только утрата, повреждение или
   задержка не  произошли  вследствие  обстоятельств,  которые не могли
   быть устранены  заботами   пароходства,   в   частности   вследствие
   обстоятельств, предусмотренных    ст.    160    Кодекса    торгового
   мореплавания Союза ССР.

        Перевозчик не  отвечает  за  утрату,  порчу   или   повреждение
   принятого к   перевозке   груза  (плота),  если  утрата,  порча  или
   повреждение произошли:

        а) вследствие перевозки на палубах судов  и  беспалубных  судах
   груза, допускаемого  к  такой  перевозке,  если  утрата,  порча  или
   повреждение произошли в силу естественных причин,  связанных с  этим
   способом перевозки,  или  если  груз  прибыл в исправном судне,  без
   перегрузки в  пути,  с  исправной  защитной  маркировкой,  исправной
   увязкой или   при  наличии  других  признаков,  свидетельствующих  о
   сохранности перевозки груза;

        б) с грузом,  который согласно сделанному в погрузочном  ордере
   (накладной) заявлению   отправителя,   сдан   был   к   перевозке  в
   неисправном состоянии,  поскольку  ущерб   действительно   произошел
   вследствие такого неисправного состояния груза;

        в) при  перевозке  скоропортящихся грузов на судах,  не имеющих
   специального оборудования  и  аппаратуры,  при   отсутствии   особой
   оговорки в   коносаменте   (накладной),   причем   требующиеся   для
   сохранения указанных грузов особые приспособления и оборудование  на
   судне могут   делаться   отправителем  и  за  его  счет  по  особому
   соглашению с пароходством;

        г) вследствие  того,   что   проводник   грузоотправителя   или
   грузополучателя, сопровождающий груз,  не принял необходимых мер для
   сохранности груза;

        д) от влияния  температуры  и  влажности  воздуха,  от  огня  и
   затопления, от порчи грызунами, молью или другими вредителями;

        е) вследствие  сдачи груза к перевозке без указания отправителя
   в коносаменте или накладной особых свойств груза,  требующих  особых
   условий при перевозке или хранении;

        ж) вследствие  уменьшения веса в результате изменения влажности
   груза.

        За перевозку груза, погибшего вследствие гибели судна или иного
   несчастного случая,  провозная  плата не взимается,  а если она была
   внесена вперед, то возвращается грузоотправителю.

        Если после    гибели    судна    груз    окажется    спасенным,
   грузоотправитель оплачивает    перевозчику    провозную   плату   за
   фактически пройденное расстояние.

        Провозная плата за перевозку груза, погибшего или поврежденного
   вследствие его  естественных свойств,  в частности внутренней порчи,
   усушки, раструски,  утечки вследствие неудовлетворительной  упаковки
   или по   иным   причинам,  зависящим  от  отправителя,  уплачивается
   полностью.

        127. Если массовые однородные грузы, следующие наливом, навалом
   или насыпью, в процессе перевозки обезличиваются, естественная убыль
   исчисляется исходя из общего веса  обезличенного  в  пути  груза,  и
   расчеты между пароходствами и грузоотправителями за общее количество
   принятого от отправителя к перевозке  и  сданного  получателю  груза
   производятся по итогу за навигацию или за год.

        Перечень грузов,  по  которым  производится  расчет  за весовые
   недостачи и излишки в итоге за навигацию или за год, а также порядок
   расчетов и   предъявления  претензий  устанавливаются  Министерством
   морского флота по согласованию с заинтересованными министерствами  и
   ведомствами.

        Расчеты по  утрате  или  недостаче  груза,  связанные с аварией
   судна, ответственность за которую по  действующему  законодательству
   несет перевозчик,   производятся  независимо  от  навигационных  или
   годовых расчетов.

        128. За ущерб,  причиненный  при  перевозке  груза,  перевозчик
   уплачивает возмещение в следующих размерах:

        а) за   утрату   груза   в   размере  действительной  стоимости
   утраченного груза;

        б) за  повреждение  груза  в  размере  той  суммы,  на  которую
   понизилась его стоимость.

        Перевозчик возвращает  полученную провозную плату,  если она не
   входит в цену утраченного или недостающего груза.

        В случае полной утраты возмещение определяется без  принятия  в
   расчет возможной естественной убыли груза.

        Использование судном  груза  для  своих  нужд может иметь место
   лишь в исключительных случаях,  когда это делается в целях  спасения
   людей, судна или остального груза.

        В других  случаях  использования  перевозчиком  для  своих нужд
   принятого к перевозке груза он возмещает стоимость  этого  груза,  а
   виновные лица привлекаются к ответственности.

        129. Действительная  стоимость  утраченного  или  поврежденного
   груза определяется в  соответствии  со  ст.ст.  164  и  165  Кодекса
   торгового мореплавания Союза ССР.

        Стоимость грузов,     принадлежащих     отдельным    гражданам,
   определяется по  розничным  ценам  государственных  и  кооперативных
   предприятий в  том  месте  и  в то время,  где и когда груз подлежал
   выдаче.

        130. За неправильное указание грузоотправителем в накладной или
   погрузочном ордере сведений о весе, количестве мест или наименовании
   груза, а также за предъявление груза,  запрещенного к перевозке, или
   груза, требующего  при  перевозке  особых  мер  предосторожности,  с
   неправильным указанием наименования или свойства с  грузоотправителя
   взыскиваются дополнительная   плата   согласно   тарифу,   а   также
   причиненные перевозчику убытки.

        131. За  просрочку  в  доставке  груза  перевозчик   уплачивает
   получателю штраф  в  размере,  предусмотренном  правилами исчисления
   сроков доставки    грузов    морским    транспортом,   утверждаемыми
   Министерством морского флота в установленном порядке.

        132. Получатель  имеет  право  требовать  возмещение  за утрату
   груза, если груз не был ему выдан в течение  30  дней  по  окончании
   срока доставки, или времени, необходимого для выполнения перевозки в
   тех направлениях, для которых сроки доставки не установлены.

        При перевозке груза в  прямом  смешанном  железнодорожно-водном
   сообщении грузоотправитель  или  грузополучатель имеет право считать
   груз утраченным,  если этот груз не был выдан грузополучателю по его
   требованию по истечении четырех месяцев со дня приема к перевозке.

        Однако если в течение шести месяцев по истечении указанных выше
   сроков этот груз прибудет в пункт назначения, грузополучатель обязан
   принять груз и возвратить перевозчику сумму, полученную в возмещение
   утраты груза (за вычетом штрафа за просрочку в доставке).

        133. За простой судов по причинам,  ответственность за  которые
   согласно правилам   морской   перевозки   или   по   договору  несет
   отправитель или получатель, последний уплачивает перевозчику штраф:

        а) при перевозках грузов в каботаже - в размере,  установленном
   тарифом;

        б) при  перевозках  грузов в заграничном сообщении - в размере,
   установленном Министерством морского флота СССР  по  согласованию  с
   Министерством внешней  торговли  СССР  и  Государственным  комитетом
   Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.

        При систематических  (неоднократных)  длительных   простоях   в
   советском морском  порту  судов по вине одного и того же отправителя
   или получателя взимаемый с него штраф за простой  судов  может  быть
   увеличен до  двухкратного  размера.  Повышенный  штраф  и  срок  его
   действия вводятся по распоряжению министра морского флота  не  ранее
   чем через   трое   суток   после  письменного  уведомления  об  этом
   организации, к которой предполагается применить этот штраф.

        При этом  под  систематическими  простоями   судов   понимаются
   простои не менее двух раз в течение квартала.

        Под длительным  простоем  понимается период непроизводительного
   простоя судна,  равный времени,  положенному по установленным нормам
   на погрузочно-разгрузочные  операции.  В  том случае,  если время на
   погрузочно-разгрузочные работы   превышает   5   суток,   длительным
   считается простой судна сверх 5 суток.

        134. За досрочную погрузку или разгрузку судна, производившуюся
   отправителем или получателем,  перевозчик выплачивает соответственно
   отправителю или получателю премию:

        а) при  перевозке грузов в каботаже - в размере,  установленном
   тарифом;

        б) при перевозке груза в заграничном  сообщении  -  в  размере,
   установленном Министерством   морского   флота   по  согласованию  с
   Министерством внешней торговли и  Государственным  комитетом  Совета
   Министров СССР по внешним экономическим связям.

        135. Время  стоянки  судов под грузовыми операциями фиксируется
   актом учета стояночного времени.  Акты  составляются  администрацией
   судна и  подписываются капитаном судна и представителем организации,
   производившей погрузку или выгрузку.

        Ни одна из сторон не вправе отказаться от подписания акта, но в
   случае разногласий может делать в акте оговорки.

        136. По прибытии груза в пункт назначения ответственность перед
   перевозчиком за  неправильные   действия   отправителя   по   данной
   перевозке несет грузополучатель.

        При этом   грузополучатель   имеет   право  взыскать  на  общем
   основании с   грузоотправителя   все   уплаченные   им   перевозчику
   вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы,  а
   также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.

        Если груз был адресован грузополучателю,  которого не оказалось
   в пункте   назначения,   ответственность  перед  перевозчиком  несет
   грузоотправитель.

        137. Грузоотправитель  несет  ответственность   за   допущенную
   неправильную, неточную  маркировку  груза  (нанесение  условных мест
   застропки, центра тяжести),  а также  неправильное  крепление  груза
   внутри тароупаковки,  в  результате  которых при перемещении груза в
   процессе погрузочно-разгрузочных работ или перевозки  был  поврежден
   груз, а  также  причинен  ущерб  морскому транспорту и грузам других
   организаций и лиц.

        138. Обстоятельства,  которые  могут  служить  основанием   для
   имущественной ответственности     перевозчика,     грузоотправителя,
   грузополучателя и пассажиров,  удостоверяются коммерческими  актами,
   актами общей   формы  или  отметками  на  транспортном  документе  в
   соответствии с правилами.  В иностранных портах  эти  обстоятельства
   удостоверяются в  соответствии  с правилами,  существующими в данном
   порту.

        139. Порядок  составления   актов   и   порядок   удостоверения
   обстоятельств, не   требующих   составления  актов,  устанавливаются
   соответствующими правилами.

        140. Претензии  и  иски,  вытекающие   из   договоров   морской
   перевозки грузов,  багажа и пассажиров,  предъявляются перевозчику в
   соответствии   со   статьями   294-309  КТМ  Союза  ССР  в  порядке,
   предусмотренном  Правилами,  утвержденными  Министерством   морского
   флота.

        141. Предъявлению грузоотправителем или грузополучателем  исков
   перевозчику должно предшествовать заявление ими претензии последнему.

        142. Претензии,  возникающие  из  перевозки  в  малом и большом
   каботаже, а также в заграничном сообщении, направляются организации,
   которая осуществляла   перевозку,   а   если   перевозка   не   была
   осуществлена - организации,  которая в  соответствии  с  планом  или
   договором должна была осуществить перевозку.

        Претензии, возникающие из перевозки багажа,  могут направляться
   перевозчику либо  порту  отправления  или   назначения   багажа   по
   усмотрению заявителя претензии.

        143. Право на предъявление претензий и исков имеют:

        а) в  случае  неподачи  судна  или  подачи  его  с опозданием -
   отправитель груза;

        б) в случае утраты груза - его получатель или  отправитель  при
   условии предъявления коносамента;

        в) в  случае недостачи или повреждения груза - получатель груза
   при условии предъявления коносамента, а также коммерческого акта или
   соответствующего документа,  составленного по правилам, существующим
   в иностранном порту;

        г) в случае просрочки в доставке или задержки  выдачи  груза  -
   получатель при условии предъявления коносамента;

        д) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции,  а
   в случае   недостачи   или   повреждения   багажа   -   предъявитель
   коммерческого акта;

        е) в  случае  перебора  провозных  платежей  -  отправитель или
   получатель груза при условии предъявления коносамента.

        При предъявлении претензий,  вытекающих  из  перевозки  грузов,
   которая осуществлялась     по    накладной,    вместо    коносамента
   предъявляется накладная, а при утрате груза - квитанция.

        Отсутствие коммерческого акта не лишает права  на  предъявление
   претензий и исков,  если будет доказано, что в составлении акта было
   отказано и этот отказ был обжалован.

        144. Претензии о возмещении за  утрату,  недостачу,  порчу  или
   повреждение груза  предъявляются  отдельно  по каждому транспортному
   документу, за исключением случаев,  когда по грузам,  перевозившимся
   по нескольким  транспортным документам,  составлен один коммерческий
   акт.

        145. Заявление о претензии не должно объединять требования, для
   рассмотрения которых необходимы подлинные коносаменты (накладные или
   квитанции), с требованиями, для которых эти документы не нужны.

        146. На  признанную  перевозчиком  сумму   претензии   или   на
   присужденную сумму иска начисляются проценты в размере 3% годовых.

        Проценты исчисляются  по  день  перечисления  или утраты денег,
   начиная со следующих сроков:

        а) по претензиям о переборе - со дня взыскания платежа;

        б) по   всем   остальным   претензиям  -  со  дня  предъявления
   претензии.

        В таком  же  размере  уплачиваются  проценты  отправителями   и
   получателями  грузов  (плотов)  по  предъявленным к ним требованиям,
   возникшим из перевозки  или  буксировки.  В  этих  случаях  проценты
   исчисляются  со дня предъявления перевозчиком письменного требования
   об уплате соответствующих сумм по день уплаты.

        По претензиям   и   искам  о  штрафах  и  премиях  проценты  не
   исчисляются во всех случаях.

        147. Иски к  перевозчику,  вытекающие  из  перевозок  грузов  и
   буксировки плотов, предъявляются в установленном порядке.

        Эти споры  при  согласии  обеих  сторон  могут  передаваться на
   рассмотрение Морской арбитражной комиссии  при  Всесоюзной  торговой
   палате.

        148. Иски,  вытекающие из договоров морских портов с клиентурой
   о производстве    вспомогательных    транспортных    операций    или
   экспедиторского обслуживания, предъявляются в органы арбитража.


        Источник документа (сверен по):
        "Сборник нормативных актов о транспорте"
        М., Юридическая лит-ра, 1983 г.

Назад

Полезная информация:

Услуги:

 




На главную     Грузовые перевозки     Доставка грузов     Сборные грузы     Таможня     Скидки

Scania Iveco Volvo Kenworth Mack

 

Грузовые перевозки © 2005

http://www.atrans.ru/

Rambler's Top100