Грузовые перевозки
Сборные грузы
Международные грузовые перевозки. Сборные грузы.

Риск со страхом

Сборные грузы | Доставка грузов | Авто перевозки | Международные перевозки | Транспортная логистика

   Грузовые перевозки Грузовые перевозки

Грузовые перевозки
Авто перевозки
Авиа перевозки
Морские перевозки
Международные перевозки
Мультимодальные перевозки

   Грузы Грузы

Сборные грузы
Доставка грузов
Страхование грузов

   Транспортные услуги Транспортные услуги

Транспортная логистика
Таможня
Проверка ГТД
Транспортные калькуляторы

   Все о грузоперевозках Все о грузоперевозках

Транспортное законодательство
Правила заполнения ГТД
Инкотермс - 2000
Грузоперевозчики
Транспортные термины
Полезные ссылки
Статьи
Скидки на грузоперевозки

 

Риск со страхом

Большинство российских компаний относятся с явным фатализмом к ударам судьбы. Общее мнение таково: «Риски сократить никак нельзя – их можно только застраховать». Этим и отличается Россия от западных стран, где страховой полис является обязательным элементом любого транспортного бизнеса. В нашей стране к рискам относятся по старинке, на «авось», и страхование до сих пор рассматривается как излишество, которым вполне можно пренебречь. По данным Всероссийского союза страхования, в настоящее время страхуется не более 12% грузоперевозок, а сборы по этому виду страхования составляют лишь около 3 - 4% всех премий российских страховщиков.

Такой низкий интерес к услугам страховых компаний объясняется не только традиционной надеждой на лучший исход. В российских компаниях широко используются альтернативные варианты обеспечения безопасности грузов. Отправители нанимают вооруженную охрану, принимают дополнительные меры по упаковке, тщательно отбирают перевозчика. Но не всегда эти меры оказываются достаточными. Убытки - при отсутствии страховки - могут поставить под угрозу существование и отправителя, и перевозчика, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных партиях дорогостоящих товаров. По словам замглавы дирекции страхования грузов компании «НИКойл-Страхование» Ирины Чистяковой, этим объясняется сложившееся соотношение между двумя основными видами транспортного страхования - грузовым и страхованием ответственности перевозчика. Последнее пользуется намного большей популярностью, потому что дешевле и позволяет перевозчикам снять с себя значительную долю ответственности за сохранность груза. Как всегда, в России что-нибудь изобретают. Нашли и в этой сфере ход: страхование ответственности осуществляется «партизанскими» методами. Перевозчики создают что-то вроде «фонда самострахования». С клиентов берут деньги за страхование и аккумулируют их в собственном фонде, не прибегая к услугам страховщика. В случае неприятностей перевозчики компенсируют убытки владельцу груза именно из этого фонда. Но этот метод действует до первого крупного убытка, который приходится компенсировать, считает Чистякова, после чего перевозчики чаще всего задумываются о страховании своих рисков и рисков клиентов в страховой компании.

Можно выделить две главные черты в страховании перевозок грузов. Во-первых, львиную долю в общие сборы российских страховщиков по страхованию грузов вносят экспортно-импортные перевозки. В последние годы в страховании грузов преобладало страхование перевозок по импорту - 45 - 50%, а на внутренние и экспортные перевозки приходилось 30 - 35% и 5 - 10% соответственно. Эти пропорции объясняются просто: внешнеторговые контракты предусматривают обязательное страхование груза продавцом или покупателем. Внутренние перевозки, объективно намного более рискованные, как правило, имеют либо минимальное страховое покрытие, либо никакого. Во-вторых, существует довольно узкая группа товаров, обычно с высокой удельной стоимостью, на страхование которых приходится большая часть заключаемых контрактов. Чаще всего в страховые компании обращаются для страхования перевозки пищевых продуктов, потребительских товаров, промышленного оборудования, компьютеров, бытовой и оргтехники. Обычно страхование по этим видам товаров идет на условиях «с ответственностью за все риски». По оценке статс-секретаря «Росгосстраха» Игоря Игнатьева, стоимость полиса «с ответственностью за все риски» на российском рынке сейчас составляет 0,1 - 0,4% от стоимости груза.

Есть причины!

Страховщики считают, что основными причинами нежелания страховать перевозки являются два широко распространенных заблуждения. Первое - «со мной этого не случится». Второе - «страховка ничего не гарантирует, а стоит дорого». И если с первым заблуждением любая компания рано или поздно расстается, то второе имеет гораздо более устойчивый характер, поскольку отчасти основывается на реальных фактах. Неопытность страхователей может сыграть с ними очень злую шутку и надолго отбить желание продолжать отношения со страховщиками. Страховка действительно покрывает далеко не все, а только те риски и объекты, которые включены в полис. При этом в случае наступлении «страхового случая» крайне важно выполнить все требования страхового полиса. Любое отступление от норм может стать поводом для отвода требований страхователя.

В России, кроме того, достаточно остро стоит проблема адекватного расчета стоимости страхования. Цена полиса напрямую зависит от точности актуарных сведений по данному виду страхования и коэффициентов, выведенных на их основании. Как рассказала Чистякова, страховым компаниям приходится собирать самостоятельно статистику о перевозимых грузах, объемах, стоимости, наиболее частых причинах возникающего ущерба и другую информацию. По ее словам, такие данные не публикуют и между страховыми компаниями не налажен обмен информацией. Поэтому страховые тарифы чаще всего рассчитывают, опираясь только на собственный опыт и котировки западных перестраховщиков Munich Re, General & Cologne Re, Swiss Re, которые являются для данного вида страхового бизнеса «высшей инстанцией». К тому же, российские страховщики зачастую играют роль так называемой фронтирующей компании, передавая на Запад до 100% риска. Значительная часть контрактов по страхованию грузов российскими отправителями и получателями, кроме того, страхуется напрямую в иностранных компаниях, которые не всегда адекватно оценивают уровень рисков для российских клиентов. В результате стандартный тариф по страхованию может колебаться от 0,05% до 0,7% от страховой суммы.

В целом, несмотря на некоторые ограничения, российские страховщики оптимистично оценивают перспективы транспортного страхования. По мнению заместителя директора информационно-аналитического центра ОСАО «Ингосстрах» Алексея Зубца, ситуация со страхованием грузов начинает постепенно меняться. Росту числа контрактов в 2002 году способствовало изменение налогового законодательства. Компании получили право включать выплаченные страховые премии в себестоимость товаров и услуг. В результате в 2002 году общий сбор премии по страхованию грузов вырос до 13 млрд. руб. (в 2001-м - 8,3 млрд).

Что нужно инвестору?

Несмотря на все описанные трудности, в будущем транспортники ожидают только рост объемов перевозок и развитие всех видов транспорта. Будущее видят в совместном использовании различных видов транспорта. Причем, мультимодальность перевозок будет только усили­ваться. Например, после того как компания СЕТКА (Сибирская единая транспортная компания) пустила паром на Каспии, возить груз из Туркмении в Россию стало в два раза дешевле. Многие считают, что будущее - за частными инвестициями в отрасль. Инвестору нужно льготное налогообложение, льготное шлюзование и низкие портовые сборы, чтобы инвестиции окупались за 5 лет, а не за 15. Кажется, что чиновники готовы повернуться к инвесторам лицом. Во всяком случае, по мнению специалистов, вся реформа МПС затеяна из-за того, что по-другому уменьшить риски перевозок уже невозможно. Одновременно Минтранс заканчивает работу над «Транспортной стратегией России». Вместе с ней разрабатывается и подробный комплекс мероприятий по уменьшению государственного влияния и стимулированию инвестиций в транспортную систему страны.

Поживем – увидим?

Полезная информация:

Услуги:




На главную     Грузовые перевозки     Доставка грузов     Сборные грузы     Таможня     Скидки

Scania Iveco Volvo Kenworth Mack

 

Грузовые перевозки © 2005

http://www.atrans.ru/

Rambler's Top100