Глава V. Воздушные суда
Статья 32. Воздушное судно
Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере
за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с
воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Статья 33. Государственная регистрация и государственный
учет воздушных судов
1. Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат
государственной регистрации в следующем порядке:
гражданские воздушные суда - в Государственном реестре гражданских
воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной
регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных
судов иностранного государства при условии заключения соглашения
о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и
государством регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются
в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской
Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений
о годности к полетам);
государственные воздушные суда - в порядке, установленном специально
уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально
уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной
авиации.
2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов
Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный орган
в области гражданской авиации.
3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету
с выдачей соответствующих документов специально уполномоченным органом
в области оборонной промышленности.
4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном
порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность
Российской Федерации.
5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного
реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих
случаях:
списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;
продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных
основаниях права собственности на него иностранному государству,
а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному
юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна
за пределы территории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрации гражданского
воздушного судна.
6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного
реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство
о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает
силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
7. Правила государственной регистрации и государственного учета
воздушных судов устанавливаются соответствующим специально уполномоченным
органом.
8. При подаче документов на государственную регистрацию гражданского
воздушного судна уплачивается сбор в размере стоимости услуг, оказываемых
при государственной регистрации. Размер сбора и порядок его взимания
устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской
авиации по согласованию со специально уполномоченным органом в области
финансов.
9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных
прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение,
переход и прекращение, а также установление порядка государственной
регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации
прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии
со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге
подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных
судов Российской Федерации.
Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда
1. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный
реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному
судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные
знаки, которые наносятся на воздушное судно.
2. На государственные и экспериментальные воздушные суда наносятся
учетные опознавательные знаки.
3. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы,
кроме того, наносится изображение красного креста или изображение
красного полумесяца.
4. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного
опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного
флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта
Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи,
эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством
Российской Федерации порядке знаки. Изображение Государственного
флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения
флага субъекта Российской Федерации и по размеру быть больше размера
изображения флага субъекта Российской Федерации.
5. Порядок нанесения обозначений на государственные и экспериментальные
воздушные суда устанавливается соответственно специально уполномоченным
органом в области обороны и специально уполномоченным органом в
области оборонной промышленности.
6. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских
воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок
нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются
специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных
судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей
среды от воздействия деятельности в области авиации
Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия
деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности
и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными
правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке,
испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте
гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных
судов и государственных воздушных судов
1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии
сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам),
выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации)
и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в
Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских воздушных
судов и охране окружающей среды.
2. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в
том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными
правилами.
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется
в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области
обороны.
Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей и воздушных винтов
1. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей
и воздушных винтов нового типа проводится в соответствии с федеральными
авиационными правилами, устанавливающими требования и процедуры
сертификации. Сертификация завершается выдачей сертификата типа,
если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские
воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа
соответствуют требованиям к летной годности и охране окружающей
среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей
и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.
2. Сертификат типа выдается специально уполномоченным органом,
на который в установленном порядке возложены организация и проведение
обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей и воздушных винтов.
3. Каждое гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный
винт в процессе серийного производства проходит в установленном
порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому
воздушному судну сертификата летной годности (удостоверения о годности
к полетам), авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного
сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют,
что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна,
авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым
конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
4. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного
судна, авиационного двигателя или воздушного винта на этапах его
разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до списания действующим
в Российской Федерации требованиям к летной годности и охране окружающей
среды возлагается соответственно на разработчика гражданского воздушного
судна, разработчика авиационного двигателя и разработчика воздушного
винта. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского
воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта сертифицированному
типу возлагается на его производителя.
5. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания
гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной
документацией гражданского воздушного судна определенного типа и
обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта.
6. При нарушении эксплуатантом указанных в пункте 5 настоящей статьи
правил, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского
воздушного судна специально уполномоченный орган в области гражданской
авиации или специально уполномоченный орган в области оборонной
промышленности имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного
воздушного судна или остановить его эксплуатацию.
7. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных
судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки,
производства и эксплуатации осуществляется специально уполномоченным
органом на который в установленном порядке возложены организация
и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов, специально уполномоченным
органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным
органом в области оборонной промышленности.
8. Эксплуатанты обязаны предоставлять специально уполномоченному
органу, на который в установленном порядке возложены организация
и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику
авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной
техники и об особенностях ее эксплуатации. Состав информации и порядок
ее предоставления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные
винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую
Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии
с федеральными авиационными правилами.
Статья 38. Позывной радиосигнал воздушного судна
1. Каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи,
присваивается позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными
авиационными правилами.
2. В государственной и экспериментальной авиации командиру воздушного
судна присваивается сменный позывной радиосигнал. В случаях, установленных
федеральными авиационными правилами при выполнении государственным
воздушным судном или экспериментальным воздушным судном полетов
по воздушным трассам или местным воздушным линиям с посадками на
гражданских аэродромах, такому воздушному судну присваивается номер
рейса.
Статья 39. Ограничение права пользования гражданскими
воздушными судами
Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение
к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие
гражданских воздушных судов и иные ограничения) допускается в военное
время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения.
Воздушный кодекс Российской Федерации, оглавление
Полезная информация:
Услуги:
|
|